Рыженкова Марина Анатолиевна

МОУ Аннинская средняя общеобразовательная школа

«РАБОТА С ТАЛАНТЛИВЫМИ  ДЕТЬМИ  КАК УСЛОВИЕ  РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ПРОГРАММЫ  «НАША НОВАЯ ШКОЛА»

Foto

Одно из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» - развитие системы поддержки талантливых детей в общеобразовательных учреждениях.

Существуют две точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей.

У каждого нормального ребенка огромные возможности развития. Многие способности, которыми наделяет нас природа, остаются неразвитыми, а значит, и нереализованными.

Развивает способности только та деятельность, в процессе которой возникают положительные эмоции. Если много заниматься с ребенком, то его можно чему-то научить, можно даже добиться хороших отметок, но чтобы развились его дарования, нужно, чтобы ему самому нравилось это делать.

Работа, выполняемая не для отметки, а потому, что хочется самому, т.е. по потребности, обязательно связана с выраженной деятельностью центра положительных эмоций. При выполнении заданий важно оценивать у ребенка успех, важно поощрять в нем желание работать ради работы, а не его стремление обогнать товарищей, поддерживать чувство самостоятельности, смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения поставленной задачи.

И в этом большая роль отводится педагогу.

Сегодня, когда отмечается резкое возрастание спроса на людей, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи, требуют от выпускника школы способности  адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. В  школе необходимо создать условия, обеспечивающие творческое развитие одаренного ученика, которые позволят вывести его на преобразующий уровень развития.

Организация работы с одаренными детьми в школе

Организация  работы с одарёнными учащимися  в нашей школе строится следующим образом:

- создание банка данных по талантливым и одаренным детям;

- проведение и участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях, конференциях и т.п.  

Ежегодно учащиеся школы являются победителями, призерами и

лауреатами олимпиад, конкурсов, конференций разного уровня. В 2012 – 2013 учебном году 28 учащихся школы стали победителями и призерами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников, а Орлова Елизавета – призером регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по краеведению. Четвертый год школа принимает участие во Всероссийских молодежных чемпионатах по географии, биологии, физике, русскому языку («Центр развития одаренности» г. Пермь). Демидков Роман, Пасечная Вероника, Дьяконова Любовь награждены дипломами регионального победителя Iи II степени по биологии, Медвецкий Герман – по русскому языку, Романцов Павел – по физике.

Большой  интерес сейчас вызывают возможности участия в Интернет – олимпиадах, конкурсах, проектах.  Активно участвует в этом движении Санина З.А., учитель русского языка и литературы. Кодырова Софья, ученица 5 класса, стала победителем во Всероссийском творческом конкурсе «Интерпретация сказки «Курочка Ряба»; Фомичева Арина, ученица 5 класса, победитель во Всероссийском конкурсе «Библиотека и космос» в номинации «Задай вопрос космонавту»; Колосов Олег, ученик 5 класса, занял 2 место в регионе в Международном игровом конкурсе «Почитай – ка». В областном дистанционном конкурсе «Наше Отечество»  учащиеся 11 класса стали победителями, 10 класса – призерами (учитель Денисова Е.Н.).

          - организация дистанционного обучения. Процесс  обучения с использованием дистанционной поддержки носит интерактивный характер: учащиеся участвуют в групповых дискуссиях, выполняют индивидуальные и групповые задания.

Большинство учащихся  школы уже не первый год  занимаются дистанционно (курс  для учащихся 5 – 11 – х классов «Дистанционное изучение предметов  на платформе Blackboard»).

- участие в видеоконференциях по образовательным предметам;

           - организация и участие в  профильных лагерях. На базе школы  работает летний экологический лагерь. Учащиеся школы – победители муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников являются участниками учебно-образовательных  сессий, организованных Ленинградским центром одаренных школьников «Интеллект».

             - обучение  в заочной школе. В течение нескольких лет учащиеся школы занимаются в математической заочной школе (направление «биология»).\

Формы работы с одаренными учащимися:

  1. Групповые и индивидуальные занятия;
  2. Кружки, факультативы, элективные курсы;
  3. Участие в предметных олимпиадах;
  4. Исследовательская и проектная деятельность учащихся;
  5. Участие в научно – практических конференциях, конкурсах; Ежегодно в апреле в школе проходит научно – практическая конференция «Надежда. Созвездие ХХI века», где учащиеся представляют свои исследовательские работы.
  6. Организация  экскурсий, выездов в театр, музеи и т.д.,
  7. Традиционным видом работы с одарёнными детьми является проведение предметных недель. Применяются самые разнообразные методы и формы их организации: конкурсы, олимпиады, КВН, интеллектуальные игры и марафоны, заседание  клуба знатоков, игра по станциям.
  8. Выпуск школьной газеты «Школьная гавань» (1 раз в месяц). Статьи детей опубликованы в газетах «Районный вестник» и «Балтийский луч».

 Стимулирование и материальная поддержка:
- выделение стипендий, учрежденных Губернатором Ленинградской области, Главой МОЛомоносовский муниципальный район и администрацией МО Аннинское сельское поселение.

- информация  о талантливых учащихся школы опубликована   во Всероссийской  энциклопедии  «Одаренные дети России» (в разделе о юных талантах, добившиеся  значительных результатов в науках, искусстве и спорте).

          - публикации в СМИ.
           Проблема работы с одаренными учащимися актуальна для современного общества.  Испытываем и мы трудности в этом направлении:

Работа с одаренными детьми должна опираться на прочную информационную базу. Необходимо  создание компьютерных банков данных: банк данных по одаренным детям, по учителям, работающими с одаренными детьми, каталог справочно-библиографических данных,  содержащих  информацию по отечественной и зарубежной литературе (монографии, статьи, тезисы, словари и т.д.) по различным проблемам детской одаренности,  а также сведения по организациям, исследованиям, программам, проектам, связанным с научной и практической работой в области детской одаренности.

         Важным условием для комфортного развития одаренных детей в школе является наличие в школе психолога.

Определенные надежды связаны с развитием дистанционного образования. Применение информационных технологий  может рассматриваться как альтернатива индивидуализации обучения. Ребенок самостоятельно выбирает темп изучения учебного материала, планирует собственные образовательные процессы, сам определяет оценку приобретенных знаний.  Но на данный момент есть явный недостаток и в материально-техническом обеспечении школы. Необходимо обеспечить классы необходимым оборудованием.

Работа с родителями одарённых детей: необходимо совершенствовать сотрудничество педагогов и родителей; оказание методической и практической помощи родителям; поддержка и поощрение их.

Одно из ключевых мест в работе с одаренными детьми в школе – подготовка преподавателей по выявлению, обучению и развитию одаренных детей. Это повышение квалификации преподавателей через организацию практических и учебных занятий, тренингов, семинаров, конференций,  различных курсов, а также создание мотивационно – целевой системы поддержки их деятельности.

                                                   Рыженкова М.А., зам. директора по УВР,

                                                                                         учитель биологии

 

Авторизация

Календарь событий

loader

Официальный сайт для размещения информации об учреждениях
Российское образование. Федеральный образовательный портал: учреждения, программы, стандарты, ВУЗы, тесты ЕГЭ, ГИА
Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Электронная библиотека
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов